Сделать домашней | Добавить в закладки | Реклама на сайте
Регистрация Вход:  Подписчики | Зарегистрированные
БИР
Эмитент Аналитик Раскрытие
Найти| Расширенный
Печать
Оценена выгода переброски экспорта нефти с Балтики на Севморпуть

Оценена выгода переброски экспорта нефти с Балтики на Севморпуть/ 29.05.2023 04:32:00

http://1prime.ru/images/76504/24/765042435.jpg

МОСКВА, 29 мая -- ПРАЙМ. Переброска морского экспорта нефти РФ с Балтики на Северный морской путь (СМП) может иметь смысл, однако экономическая целесообразность такого шага неоднозначна, а осуществление плана потребует расширить российский флот танкеров и ледоколов, а также построить трубопровод до порта Мурманска, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Глава "Росатома" Алексей Лихачев на совещании с членами правительства РФ 17 мая заявил, что "Росатом" прорабатывает с российскими компаниями переброску морских перевозок нефти с Балтики на СМП. Традиционно существенная часть поставок нефти шла из России в Европу через балтийские порты. Теперь же из-за санкций основные потоки идут в азиатском направлении. Кроме того, отправка судов по СМП выглядит более безопасным вариантом.

"Для осуществления подобного решения необходимо достаточное количество портовой мощности и наличие танкерного флота для перевозки... В части экономической целесообразности не все так однозначно", -- прокомментировал слова Лихачева руководитель направления "Экономика инфраструктурных отраслей" ЦСР Бегляр Новрузов.

ТАНКЕРЫ И ЛЕДОКОЛЫ

Круглогодичный вывоз нефти с арктических месторождений осуществляется танкерами высоких арктических ледовых классов - из Печорского моря Arc6, из Карского - Arc7, поясняет глава консультационной компании "Гекон", член научного совета при совете безопасности РФ и научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев. Вся транспортировка ведется в западном направлении - на порт Мурманск для последующей перевалки, добавляет он.

"На фрахтовом рынке танкеров таких ледовых классов нет, как и практически нет крупнотоннажных судов более низких арктических ледовых классов Arc4 и Arc5. Доступны суда без ледовых усилений или суда так называемых неарктических "балтийских" ледовых классов Ice1-Ice3 по классификации Российского морского регистра судоходства", -- комментирует эксперт.

По правилам навигации в акватории СМП, объясняет Григорьев, при определенных условиях суда низких арктических классов (Arc4 и Arc5) могут осуществлять плавание по этому маршруту, но в основном под проводкой ледоколов. Фактически же они плавают в восточном секторе Севморпути только с июля по ноябрь. А суда без ледового класса и Ice1-Ice3 допускаются к плаванию только с 1 июля по 15 ноября. Соответственно, перевозки нефти через Севморпуть ограничены периодом летне-осенней навигации - четыре месяца, или 120 дней.

"Оценить провозную способность маршрута можно на примере ранее произведенных перевозок. В 2019 году танкерами типоразмера афрамакс Lomonosov Prospect и Mendeleev Prospect ледового класса Ice3 ПАО "Совкомфлот" были осуществлены два рейса с нефтью из Приморска в Китай, на его восточное побережье. Путь от Приморска занял до Циндао 35 суток, до Тяньцзина - 30", -- говорит Григорьев.

"Рейсы выполнялись с конца сентября по конец октября. Ледокольное сопровождение этим судам наиболее высокого неарктического "балтийского" ледового класса не понадобилось. Обратно суда возвращались южным маршрутом. Соответственно, длительность кругового рейса, с учетом погрузо-разгрузочных операций, составляет около 65-75 суток, то есть предельное количество рейсов, которое может выполнить одно судно за навигацию - 2", -- резюмирует он.

Что касается строящегося флота, обладающего необходимыми техническими характеристиками для круглогодичной навигации, то, как правило, он создается компаниями-разработчиками арктических проектов и зарезервирован под перевозку грузов с этих месторождений, добавляет Новрузов. "Иной танкерный флот (не менее 30 танкеров "Совкомфлота"), который ранее использовался на Балтике, возможно использовать в акватории СМП летом с большими ограничениями. Следовательно, требуется строительство не менее 10-15 судов уже к 2025-2026 году", -- заключает эксперт.

ТРУБОПРОВОД

Для переброски транспорта нефти с Балтики на Северный морской путь возможно развитие мощностей около морского порта Мурманск, считает Новрузов. В этом случае маршрут будет учитывать определенное расстояние до выхода на акваторию СМП, говорит он.

Григорьев отмечает, что перенаправление поставок через порт Мурманска потребует также строительство магистрального нефтепровода в незамерзающую часть Баренцева моря. Поэтому будущее развитие балтийских портов связано не только с возможным изменением режима судоходства для танкеров с российской нефтью в Датских проливах, но и с этим фактором.

О проекте строительства нефтепровода до порта Мурманска говорили еще в начале 21 века, напоминает Григорьев. "Но в настоящее время "Транснефть" реализует проекты расширения трубопроводных систем на морские порты, в том числе и Приморск, так что близкое начало строительства нефтепровода на Мурманск не предвидится", -- резюмирует он.

Источник РИА Новости в отрасли согласен, что строительство нефтепровода для экспорта нефти этим маршрутом необходимо, но это займет много лет и потребует больших инвестиций.

ЭКОНОМИКА

Что касается экономики, то, по мнению Григорьева, при смене маршрута поставок вырастет не цена нефти, а расходы продавца, поскольку сейчас обычно фрахт, страховка и ледокольная проводка, если она необходима, оплачиваются отправителем. Соответственно, снизится прибыль компаний, делает вывод он.

"Необходимо учитывать не только стоимость ледокольных проводок в акватории Севморпути (часть судов может в определенный период обойтись без них), но также и доступность ледокольного обеспечения, поскольку основной объем работ "Атомфлота" связан с обеспечением крупных проектов "Новатэка", "Газпром нефти", "Норильского никеля", "Роснефти" на основе долгосрочных договоров (обеспечение вывоза сырья и завоз грузов обеспечения), а услуги остальным пользователям предоставляются по остаточному принципу", -- объяснил собеседник агентства.

Сегодня в новостях
26.02.2024 02:02Россиян предупредили о новых проблемах с ипотекой с 1 марта
25.02.2024 07:07Кулеба попросил Бербок "переименовать" Одессу
25.02.2024 06:22Жители Харькова начали массово распродавать жилье
25.02.2024 06:20СМИ: союзники США считают вторичные санкции превышением полномочий
24.02.2024 08:45Эксперт рассказал о последствиях 13-го пакета санкций для России
24.02.2024 08:15МИД Германии решил переименовать украинскую столицу
24.02.2024 06:58Австралия ввела санкции в отношении 55 человек и 37 компаний
24.02.2024 06:55Риск возрастает. Пушков прокомментировал планы поставить F-16 Киеву
24.02.2024 05:29"Умные" устройства могут сливать данные их владельцев, предупредил эксперт
24.02.2024 05:26Байден созвонится с лидерами G7 и Зеленским по помощи Украине
24.02.2024 05:23В Липецке на НЛМК произошло возгорание, пострадавших нет
24.02.2024 05:20Китай прокомментировал санкции против компаний якобы за связи с Россией
Все за сегодня
Индикаторы
26.07 18:50 0.6% 3060.7
28.06 11:01 0.6% 18025.9
Больше >
© 2008-2024 ПРАЙМ. Все права защищены. Правила цитирования и использования материалов Настоящий ресурс может содержать материалы 12+
Тел.: +7 (495) 974-7664
Факс: +7 (495) 637-45-60
E-mail: bir@1prime.ru
Разделы Мой кабинет О нас Поддержка Сервисы
Эмитенты
Новости
Комментарии
Документы
Котировки
Регионы
  Список
  О проекте
Регистрация
Контакты
  Справочник
Техподдержка
  Web-сервис
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
liveinternet.ru